Памятка работнику ПАО «ФСК ЕЭС» по противодействию коррупции

Настоящая памятка разработана в целях профилактики совершения правонарушений, содержащих признаки коррупции, в связи с осуществлением трудовой деятельности работниками ПАО «ФСК ЕЭС».

Входя в перечень системообразующих предприятий, имеющих стратегическое значение для российской экономики, и осознавая высокую степень ответственности перед государством, обществом, регуляторами, органами власти, ПАО «ФСК ЕЭС» реализует единые требования международно-правовых норм и российского законодательства в области профилактики и противодействия коррупции.

В Антикоррупционной политике ПАО «ФСК ЕЭС» отражены приверженность высоким этическим стандартам ведения открытого и честного бизнеса, следования лучшим практикам корпоративной культуры, принцип нулевой толерантности по отношению к коммерческому подкупу и взяточничеству.

Создавая эффективный правовой механизм и совершенствуя нормативно-правовую базу в области противодействия коррупции, ПАО «ФСК ЕЭС» стремится к формированию в электросетевом комплексе атмосферы неприятия коррупции в любых формах и проявлениях, антикоррупционного корпоративного сознания, минимизации риска вовлечения компании в коррупционную деятельность.

Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Комплаенс - обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.


ПОНЯТИЕ «КОРРУПЦИЯ»

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, совершение таких деяний от имени или в интересах юридического лица.

Одними из видов проявления коррупции являются взятка и коммерческий подкуп.

ПОНЯТИЯ «ВЗЯТКА» И «КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП»

Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Взятка явная - взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная - ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельностью под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться, например, за общее покровительство по работе.

Взятка впрок - систематическое получение взятки должностным лицом в форме периодических отчислений от прибыли (дохода) предпринимателя (юридического лица) - взяткодателя, если взяткополучатель совершает каждый раз новое деяние в его пользу либо оказывает общее покровительство и попустительство.

Коммерческий подкуп (ч. 1 ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) - это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, коллегиального исполнительного органа, а также лицо постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (ст. 201 УК РФ).

Предметом взятки (ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, являются услуги имущественного характера и иные имущественные права, оказываемые должностным лицом в интересах взяткодателя.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами) – п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

Имущественные права – под которым понимаются права участников гражданских правоотношений, связанные с осуществлением ими правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом (товарами, деньгами, ценными бумагами и др.), а также с имущественными требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу определения судьбы имущества и связанных с ним прав (распределения этого имущества и обмена). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

Взяткополучатель – только должностное лицо.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственной корпорации (ее структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, применением мер поощрения или награждением, наложением дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Административно-хозяйственные функции - полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Получение взятки – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).

Общее покровительство по службе - разновидность коррупционного поведения, которое взяткодатель-подчиненный стремится получить со стороны взяткополучателя-начальника, заключающееся в необъективно благожелательном, льготном, по сравнению с другими подчиненными, обращении с ним. К такому покровительству, в частности, могут быть отнесены незаслуженное премирование или иное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, создание исключительных условий труда.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения. Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу, как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

Под вымогательством взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (п. «б» ч. 4 ст. 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, расценивается как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

В том случае если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей квалифицируются органами предварительного расследования и суда как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Мошенничеством признаются действия лица, получившего ценности под предлогом передачи их должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. При этом владелец переданных ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица рассматриваются, как получение взятки.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 УК РФ умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам, признаются покушением на преступление.

Таким образом, умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на дачу взятки, если при этом передача взятки не состоялась по независящим от этого лица обстоятельствам, признаются покушением на дачу взятки. Умышленные действия (бездействие) должностного лица, непосредственно направленные на получение взятки, если при этом получение взятки не состоялось по независящим от должностного лица обстоятельствам, признаются покушением на получение взятки.

Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).


ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Как показывает практика, взятка зачастую передается и принимается должностным лицом через посредников, например - через подчиненных, работников посреднических фирм, партнеров по сделкам, специально нанятых лиц, которые рассматриваются УК РФ, как пособники преступления.

В соответствии со статьей 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве – это непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Еще одним проявлением коррупции является незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Под незаконным вознаграждением от имени юридического лица признается незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, наделенного управленческими функциями в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации - денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением (ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

ВЫЯВЛЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Выявление конфликта интересов в деятельности организации и ее работников является одним из важных способов предупреждения коррупции. Значительной части коррупционных правонарушений предшествует ситуация хрупкого равновесия, когда работник организации уже видит возможность извлечь личную выгоду из недолжного исполнения своих обязанностей, но по тем или иным причинам еще не совершил необходимых для этого действий. Если своевременно зафиксировать этот момент и тем или иным образом склонить работника к должному поведению, можно не допустить правонарушения и избежать причинения вреда.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника и/или руководителя влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и/или руководителя Общества и правами и законными интересами Общества, способное привести к причинению вреда интересам Общества.

Под личной заинтересованностью, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения руководителем/работником при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, личной выгоды непосредственно для работника или руководителя, членов их семей или лиц, находящихся в близком родстве или свойстве с работником или руководителем, а также для граждан или организаций, с которыми работник или руководитель связан финансовыми или иными обязательствами имущественного характера.

При этом лицами, находящимися в близком родстве или свойстве с руководителем/работником в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» считаются родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Наличие конфликта интересов (или кажущееся наличие такого конфликта) представляет собой угрозу для репутации Общества в глазах работников Общества и иных лиц (в т.ч. акционеров, контрагентов, государства и государственных органов, профессиональных объединений, участников рынка ценных бумаг).

Работники Общества должны избегать ситуаций, при которых у них возникает конфликт интересов.

В этой связи,. 2.4.4. Антикоррупционной политики ПАО «ФСК ЕЭС» установлена обязанность для работников Общества:
•    при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами Общества;
•    избегать ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
•    раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов, в том числе, сообщать о возникновении конфликта интересов и заполнять декларации о конфликте интересов;
•    содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

ЗАПРЕТ ПОЛУЧАТЬ ПОДАРКИ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Как правило, на уровне подсознания взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого непосредственно зависит принятие управленческих решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом денежную сумму.

Так, в качестве одной из мер по борьбе с коррупцией законодателем установлен запрет на получение любых вознаграждений. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанные Министерством труда и социальной защиты РФ (утверждены 08.11.2013) отсылают к ст. 575 ГК РФ, которая устанавливает прямой запрет на дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей подарков, за исключением - стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Однако, принимая даже подарок, не превышающей указанной стоимости следует не только руководствоваться морально-этическими убеждениями и принципами разумности, но и не забывать об уголовной ответственности, установленной как при получении, так и при даче взятки.

Следует помнить, что, независимо от размера вознаграждения, полученного должностным лицом, оно будет считаться взяткой, если имело место вымогательство вознаграждения, а также, если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа или передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие). При этом низший предел взятки может быть менее трех тысяч рублей, установленный ст. 575 ГК РФ, если эта сумма предназначалась за совершение должностным лицом какого-либо действия (бездействия).

В этой связи, п.  2.5.4. Антикоррупционной политики ПАО «ФСК ЕЭС» установлено, что в Обществе признают обмен подарками с деловыми партнерами как неотъемлемую часть деловой этики, если данные действия носят открытый характер, соответствуют общепринятым нормам делового этикета, требованиям законодательства Российской Федерации и внутренним организационно-распорядительным документам, а также не создают риска деловой репутации для Общества и его работников. Кроме того, приказом от 26.08.2015 № 347 (в редакции приказа от 07.03.2017 № 93) утверждено Положение об обмене деловыми подарками, о сообщении работниками исполнительного аппарата ПАО «ФСК ЕЭС» о получении делового подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее – Положение).

Следует различать следующие виды подарков:
  1. «Подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями» - подарок, полученный работником Общества от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение, исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им должностных обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения должностных обязанностей, а также цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).
  2.  «Подарок, полученный в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей» - получение работником Общества лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностной инструкцией, а также в связи с исполнением должностных обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной трудовой деятельности указанных лиц.
Работники Общества не вправе получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей.

Положением установлена обязанность работников ПАО «ФСК ЕЭС» сообщать обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей.

УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ, КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП, ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ, НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
  1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –  наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
  2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
  3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) – наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
  4. Деяния, предусмотренные ч.1-3 ст. 290 УК РФ, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления – наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
  5. Деяния, предусмотренные ч. 1, 3, 4 ст. 290 УК РФ, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере –наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
  6. Деяния, предусмотренные ч. 1, 3, 4 и п. «а» и «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ, совершенные в особо крупном размере – наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечания.
  1. Значительным размером взятки в ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.
  2. Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.


Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.
3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные ч. 1 – 3 ст. 291 УК РФ, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные ч. 1 – 4 ст. 291 УК РФ, совершенные в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)
1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Посредничество во взяточничестве, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере, наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)
1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением – наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 204 УК РФ, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие) –
наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.
3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением – наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.
4. Деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 204 УК РФ, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа; в) совершены за незаконные действия (бездействие), наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ)
Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.



Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)
1. Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
2. Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, совершенные в крупном размере, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
3. Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, совершенные в особо крупном размере, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Примечание: в ст. 19.28 КоАП РФ крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей, особо крупным размером – превышающие двадцать миллионов рублей.

ЛИЦО, ДАВШЕЕ ВЗЯТКУ, ИЛИ СОВЕРШИВШЕЕ КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП, ИЛИ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ПОСРЕДНИКОМ ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ, МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЕНО ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ

Лицо, давшее взятку или совершившее коммерческий подкуп, может быть освобождено от ответственности, если:
•    лицо, давшее взятку или совершившее коммерческий подкуп, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, и в отношении него имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования;
•    лицо добровольно сообщило после совершения преступления о даче взятки либо коммерческом подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
•    имела место провокация взятки или коммерческого подкупа.
При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки, посредничестве во взяточничестве или коммерческом подкупе стало известно органам власти из других источников (п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).
Заведомо ложный донос о вымогательстве или коммерческом подкупе рассматривается УК РФ как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306 УК РФ).
Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования (например, «если не дадите… вопрос будет решен не в Вашу пользу»), так и косвенным образом.
Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку или просьба о даче взятки, является неприемлемым для работника ПАО «ФСК ЕЭС». Для предупреждения подобных негативных последствий работникам Общества следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами, воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ (КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА) И ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ОБЩЕСТВА В СЛУЧАЯХ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА ЛИБО ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ПОЛУЧЕНИИ (ПЕРЕДАЧИ) ВЗЯТКИ

Разговор о возможной взятке может содержать иносказательный характер, речь взяткодателя состоять из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении вопроса он намерен передать деньги или оказать какие-либо услуги. Никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.
В ходе беседы взяткодатель при наличии свидетелей или аудио-, видеотехники жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте); сумма или характер взятки не озвучиваются. Вместе с тем, соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Необходимо прекратить дальнейшее общение, пригласить в кабинет работников либо руководителя, сообщить об указанных фактах, зафиксировать обстоятельства путем написания заявления на имя непосредственного начальника и заявление в правоохранительные органы.

Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.

В этом случае не следует прикасаться к оставленным предметам. Пригласить в свой рабочий кабинет (на рабочее место) своего руководителя, других работников, составить акт и обратиться в компетентные органы.

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам дачи взятки.

Внимание! Даже если все Ваши действия законны, и Вы добросовестно исполняете свои должностные обязанности, Вас могут спровоцировать на получение взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации и оговора.

Согласно ст. 304 УК РФ провокация взятки либо коммерческого подкупа – попытка передачи должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

В этой связи рекомендуется руководствоваться следующими принципами.

В процессе выполнения должностных обязанностей работники ПАО «ФСК ЕЭС» обязаны принимать меры по безусловному и полному соблюдению должностной инструкции, локальных нормативных актов Общества, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Антикоррупционной политикой ПАО «ФСК ЕЭС», а также с Положением об урегулировании конфликта интересов (утверждено приказом ПАО «ФСК ЕЭС» от 26.04.2014, в редакции приказа от 26.05.2017 № 197) работники обязаны:
  • воздерживаться от совершения и/или участия в совершении коррупционных и иных правонарушений в своих интересах или от имени Общества;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционных и иных правонарушений в своих интересах или от имени Общества;
  • незамедлительно информировать  Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции ПАО «ФСК ЕЭС» и Дирекцию внутреннего контроля и управления рисками:
  • о случаях склонения работника к совершению коррупционных и иных правонарушений;
  • о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных и иных правонарушений другими работниками, партнерами, контрагентами или иными лицами;
  • о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов (декларация конфликта интересов).

Работники Общества уведомляют работодателя об обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений в соответствии с Порядком, установленным приказом ПАО «ФСК ЕЭС» от  26.05.2017 № 196 «Об утверждении Порядка разрешения обращений о фактах коррупции».
Работник Общества, уведомивший работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими работниками компании коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, работники, сообщившие о коррупционных правонарушениях, подлежат защите от формальных и неформальных санкций, т.е. обеспечены защитой со стороны работодателя на время проведения процедуры проверки сообщения о коррупционном правонарушении, а в случае необходимости и после ее окончания.
 
Информацию о возможных фактах коррупции в Обществе можно сообщить посредством:
1. Почты – по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, 5а.
2. Телефона «горячей линии»: 8 (495) 620-16-17.
3. Электронной почты «горячей линии»: deb@fsk-ees.ru.
4. При личном обращении к руководству, ДЭБиПК и ДВКиУР.


В соответствии с принципами Антикоррупционной политики в рамках формирования законопослушного поведения работников, ПАО «ФСК ЕЭС гарантирует, что ни один работник не пострадает ни в карьерном, ни в финансовом плане, если откажется от коррупционных действий, даже если такой отказ приведет к потерям для ПАО «ФСК ЕЭС», а также стимулирует работников за предоставление подтвержденной информации о коррупционных и иных правонарушениях в Обществе.

В то же время, в целях реализации принципа неотвратимости наказаний за совершение коррупционных и иных правонарушений работники ПАО «ФСК ЕЭС» подлежат привлечению к ответственности вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в связи с исполнением ими трудовых обязанностей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Основными международно-правовыми стандартами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений являются:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, заключена Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31.10.2003 (Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»);
-    Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, заключена в Страсбурге 27.01.1999 (Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»);
-    Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, заключена 21.11.1997 в рамках Совета Европы (Федеральный закон от 01.02.2012  № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»);
-    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
-    Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
-    Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
-    Национальная стратегия противодействия коррупции, и Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденные Указом Президента РФ от 13.04. 2010 № 460;
-    Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297;
-    Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 11.04. 2014 № 226;
- Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147;
 -    Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
-    Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции»; «Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»;
-    Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению»;
-    Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»;
-    Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»;
-    Акт официального толкования ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Министерством труда и социальной защиты России, утвержденные 08.11.2013;
-    Антикоррупционная хартия российского бизнеса, утвержденная 21.09.2012 Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организацией «ОПОРА России» (Свидетельство ПАО «ФСК ЕЭС» от 13.03.2015 № 2041);
-    иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы применения мер ответственности за получение и дачу взятки и незаконного вознаграждения:
•    Уголовный кодекс Российской Федерации;
•    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
•    Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
•    В целях профилактики коррупционных и иных правонарушений и обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения работниками должностных обязанностей, исключения злоупотреблений в Обществе в соответствии с законодательством разработаны:
•    Антикоррупционная политика ПАО «ФСК ЕЭС» (утверждена решением Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС» 10.03.2017, протокол от  13.03.2017 №  357);
•    Приказ ОАО «ФСК ЕЭС» от 25.04.2014 № 207 «Об утверждении Положения об урегулировании конфликта интересов» (типовые ситуации конфликта интересов, формы деклараций о конфликте интересов, порядок информирования работниками о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов и т.д.); (в редакции приказа от 26.05.2017 № 197).
•     Приказ ПАО «ФСК ЕЭС» от  26.06.2017 № 235 «Об утверждении Положения о Центральной комиссии ПАО «ФСК ЕЭС» по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов»;
•    Приказ ОАО «ФСК ЕЭС» от 16.05.2011 № 280 «Об организации и проведении антикоррупционных мероприятий в ОАО «ФСК ЕЭС»;
•    Приказ ПАО «ФСК ЕЭС» от 26.08.2015 № 347 «Об утверждении Положения об обмене деловыми подарками, о сообщении работниками исполнительного аппарата ПАО «ФСК ЕЭС» о получении делового подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации» (в редакции приказа от 07.03.2017 № 93, от 07.07.2017 № 266);
•    Приказ ОАО «ФСК ЕЭС» от 20.02.2014 № 85 «Об утверждении Регламента организации работы c информацией о цепочке собственников участников закупки (потенциальных контрагентов) и контрагентов ОАО «ФСК ЕЭС» и ДЗО ОАО «ФСК ЕЭС»»;
•    Приказ ПАО «ФСК ЕЭС» от 24.12.2015 № 519 «Об утверждении Регламента организации работ по декларированию сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей ПАО «ФСК ЕЭС» и ДО ПАО «ФСК ЕЭС»;
•    Приказ ПАО «ФСК ЕЭС» от  26.05.2017 № 196 «Об утверждении Порядка разрешения обращений о фактах коррупции»;
•    Положение о защите инсайдерской информации ПАО «ФСК ЕЭС» (утверждено решением Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС» 23.05.2016, протокол  от  25.05.2016 №  321);
•    иные локальные нормативные акты и организационно-распорядительные документы ПАО «ФСК ЕЭС».