Основные параметры
Основные параметры Программы импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем в ПАО «ФСК ЕЭС»
В соответствии с Энергетической стратегией России до 2030 года, одной из основных характеристик обеспечения энергетической безопасности государства является устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.
Ключевым фактором, обеспечивающим устойчивость отрасли к внешним экономическим угрозам, является способность экономики страны самостоятельно снабжать энергетические компании основными фондами, необходимыми для их нормального функционирования. В связи с этим увеличивающаяся на протяжении последних десятилетий зависимость отечественных энергетических предприятий от импортной продукции оказывает негативное влияние на энергетическую безопасность Российской Федерации.
Энергетической стратегией России до 2030 года и Стратегией развития энергомашиностроения на 2010-2020 гг. были установлены целевые показатели уровня развития импортозамещающих производств в этой отрасли. В частности, предусматривается, что на конец первого этапа реализации Энергостратегии-2030 (2015 год) доля импортного оборудования в закупках компаний ТЭК составит не более 12%, второго этапа (2020-2022 годы) - не более 8%, а к 2030 году она снизится до 3-5%. При этом предполагается, что российская промышленность освоит к этому времени до 95-98% номенклатуры изделий для топливно-энергетического комплекса. Максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования включено в число важнейших принципов и механизмов государственной энергетической политики для обеспечения энергетической безопасности.
В соответствии с Политикой взаимодействия с обществом, потребителями и органами власти ОАО «Россети» (утв. Советом директоров ОАО «Россети», протокол от 18.06.2014 № 158, Советом директоров ПАО «ФСК ЕЭС», протокол от 15.08.2014 № 224), целевым ориентиром в области взаимодействия с производителями электротехнического оборудования является снижение доли импортного электротехнического оборудования в объеме закупаемого оборудования к 2030 году до уровня не более 5%.
ПАО «ФСК ЕЭС», как один из крупнейших потребителей в России электротехнического оборудования высокого и сверхвысокого напряжения, заинтересовано в развитии отечественной электротехнической промышленности и в формировании конкурентных внутренних рынков данного оборудования. С целью стимулирования данных процессов в ПАО «ФСК ЕЭС» разработана и утверждена Программа импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем.
Программа разработана на пятилетний плановый период 2015-2019 гг., и может пересматриваться в течение данного периода по мере необходимости при изменении внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на ее реализацию.
Цели Программы
Задачи Программы
Основные направления импортозамещения
В качестве основных направлений импортозамещения в ПАО «ФСК ЕЭС» определено производство следующих групп оборудования:
Критерии оценки эффективности реализации Программы
Механизмы реализации Программы
С целью развития отечественных и локализованных на территории РФ производств по основным группам импортозамещаемого оборудования и исполнения целевых показателей реализации Программы в ПАО «ФСК ЕЭС» организовано взаимодействие с производителями электротехнического оборудования, федеральными, региональными и местными органами власти, общественными организациями, научно-исследовательскими институтами и иными заинтересованными сторонами по следующим направлениям:
В соответствии с Энергетической стратегией России до 2030 года, одной из основных характеристик обеспечения энергетической безопасности государства является устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.
Ключевым фактором, обеспечивающим устойчивость отрасли к внешним экономическим угрозам, является способность экономики страны самостоятельно снабжать энергетические компании основными фондами, необходимыми для их нормального функционирования. В связи с этим увеличивающаяся на протяжении последних десятилетий зависимость отечественных энергетических предприятий от импортной продукции оказывает негативное влияние на энергетическую безопасность Российской Федерации.
Энергетической стратегией России до 2030 года и Стратегией развития энергомашиностроения на 2010-2020 гг. были установлены целевые показатели уровня развития импортозамещающих производств в этой отрасли. В частности, предусматривается, что на конец первого этапа реализации Энергостратегии-2030 (2015 год) доля импортного оборудования в закупках компаний ТЭК составит не более 12%, второго этапа (2020-2022 годы) - не более 8%, а к 2030 году она снизится до 3-5%. При этом предполагается, что российская промышленность освоит к этому времени до 95-98% номенклатуры изделий для топливно-энергетического комплекса. Максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования включено в число важнейших принципов и механизмов государственной энергетической политики для обеспечения энергетической безопасности.
В соответствии с Политикой взаимодействия с обществом, потребителями и органами власти ОАО «Россети» (утв. Советом директоров ОАО «Россети», протокол от 18.06.2014 № 158, Советом директоров ПАО «ФСК ЕЭС», протокол от 15.08.2014 № 224), целевым ориентиром в области взаимодействия с производителями электротехнического оборудования является снижение доли импортного электротехнического оборудования в объеме закупаемого оборудования к 2030 году до уровня не более 5%.
ПАО «ФСК ЕЭС», как один из крупнейших потребителей в России электротехнического оборудования высокого и сверхвысокого напряжения, заинтересовано в развитии отечественной электротехнической промышленности и в формировании конкурентных внутренних рынков данного оборудования. С целью стимулирования данных процессов в ПАО «ФСК ЕЭС» разработана и утверждена Программа импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем.
Программа разработана на пятилетний плановый период 2015-2019 гг., и может пересматриваться в течение данного периода по мере необходимости при изменении внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на ее реализацию.
Цели Программы
- Создание условий для развития в Российской Федерации импортозамещающих производств и конкурентных рынков электротехнической продукции.
- Построение эффективного и результативного сотрудничества с производителями электротехнического оборудования для реализации задач политики инновационного развития, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, положения о единой Технической политике, в том числе:
- повышение энергетической безопасности государства за счет содействия созданию и развитию отечественных производств электротехнического оборудования, отвечающего современным стандартам и требованиям к качеству и надёжности;
- содействие инновационному развитию и модернизации предприятий отечественной электротехнической промышленности;
- формирование на территории Российской Федерации конкурентного рынка электротехнического оборудования.
Задачи Программы
- Стимулирование развития на территории Российской Федерации конкурентного рынка современного электротехнического оборудования.
- Стимулирование развития комплексной отраслевой инновационной инфраструктуры.
- Стимулирование развития и совершенствования технологий производства, выпуска новых видов электротехнического оборудования.
- Совершенствование нормативно-технической базы и методического обеспечения взаимодействия с производителями электротехнического оборудования.
- Снижение стоимости закупаемого Обществом электротехнического оборудования за счет импортозамещения и повышения уровня локализации его производства.
- Повышение информационной открытости закупочной деятельности Общества.
Основные направления импортозамещения
В качестве основных направлений импортозамещения в ПАО «ФСК ЕЭС» определено производство следующих групп оборудования:
- силовые трансформаторы, автотрансформаторы 110-750 кВ;
- шунтирующие реакторы 110-750 кВ;
- управляемые шунтирующие реакторы 110-500 кВ;
- выключатели 110-750 кВ;
- разъединители 110-750 кВ;
- трансформаторы тока 110-500 кВ;
- трансформаторы напряжения 110-500 кВ;
- комплектные распределительные устройства элегазовые 110-500 кВ;
- силовой кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена 110-330 кВ;
- вторичное оборудование (системы связи, РЗА, ПА, АСУ ТП).
Критерии оценки эффективности реализации Программы
- Увеличение доли отечественного электротехнического оборудования в закупках Общества по отношению к 2014 году.
- Повышение уровня локализации производства электротехнического оборудования на территории Российской Федерации.
- Прирост числа внедренных в производство инновационных продуктов и технологий, разработка которых велась в рамках совместных проектов ПАО «ФСК ЕЭС» и отечественных производителей по отношению к предыдущему году.
Механизмы реализации Программы
С целью развития отечественных и локализованных на территории РФ производств по основным группам импортозамещаемого оборудования и исполнения целевых показателей реализации Программы в ПАО «ФСК ЕЭС» организовано взаимодействие с производителями электротехнического оборудования, федеральными, региональными и местными органами власти, общественными организациями, научно-исследовательскими институтами и иными заинтересованными сторонами по следующим направлениям:
- разработка методологического и нормативно-правового обеспечения процессов импортозамещения и локализации производства;
- организация закупочной деятельности ПАО «ФСК ЕЭС» с учетом целевых показателей Программы;
- взаимодействие с производителями электротехнического оборудования по вопросам импортозамещения;
- внедрение инноваций в технологии производства электротехнического оборудования.
- заключение с ведущими зарубежными производителями электротехнического оборудования долгосрочных договоров поставки, предусматривающих:
- глубокую локализацию производства электротехнического оборудования на территории Российской Федерации (включая производство комплектующих, создание подразделений НИОКР и/или инжиниринга и т.д.);
- создание совместных предприятий с отечественными производителями электротехнического оборудования и отраслевых информационных систем (программных и программно-аппаратных комплексов АСУ ТП, АИИС КУЭ, управления производственными активами) с передачей им технологий;
- приобретение комплектующих, произведенных отечественными производителями;
- заключение долгосрочных договоров поставки с отечественными производителями электротехнического оборудования и отраслевых информационных систем, предусматривающих требования по достижению технологического уровня не ниже, чем у зарубежных контрагентов;
- поддержка проведения отечественными производителями электротехнического оборудования НИОКР, инжиниринга, создания производственной инфраструктуры и иных необходимых мероприятий на стороне отечественных производителей электротехнического оборудования и отраслевых информационных систем с целью совершенствования существующих и создания новых видов оборудования, технологий и материалов, в т.ч. гарантия спроса, поддержка в получении льготного кредитования, финансирования от российских институтов инновационного развития, участие в предоставлении гарантии по кредитам и т.д.
- взаимодействие с федеральными, региональными и местными органами власти, профессиональными сообществами, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими и научно-проектными организациями, промышленными и бизнес-ассоциациями по вопросам стимулирования и поддержки развития разработки производства электротехнического оборудования отечественными компаниями;
- информационная поддержка отечественных производителей, в т.ч. с целью стимулирования использования их продукции в производстве локализованных изделий (информирование о краткосрочных и долгосрочных потребностях Общества, об условиях сотрудничества, о предприятиях, локализующих производство на территории РФ; проведение совещаний, семинаров, открытых обсуждений по вопросам локализации и проч.).
Таблица 1. Целевые показатели реализации Программы импортозамещения
оборудования, технологий, материалов и систем в ПАО «ФСК ЕЭС» на 2015-2019 гг.
оборудования, технологий, материалов и систем в ПАО «ФСК ЕЭС» на 2015-2019 гг.
Группа оборудования | Доля отечественного оборудования
в закупках | |
| 2019 | 2030 |
Основное электротехническое оборудование | ||
Силовые трансформаторы, автотрансформаторы 110-750 кВ | 70% | 95%* |
Шунтирующие реакторы 110-750 кВ | 77% | |
Управляемые шунтирующие реакторы 110-500 кВ | 64% | |
Выключатели 110-750 кВ | 51% | |
Разъединители 110-750 кВ | 81% | |
Трансформаторы тока 110-500 кВ | 57% | |
Трансформаторы напряжения 110-500 кВ | 41% | |
Комплектные распределительные устройства элегазовые 110-500 кВ | 30% | |
Силовой кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена 110-330 кВ | 39% | |
Вторичное оборудование
| ||
РЗА | 66% | |
ПА | 92% | |
АСУ ТП | 38% | |
Системы связи | 55% |
* В соответствии с Энергетической стратегией РФ на период 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р); Политикой взаимодействия с обществом, потребителями и органами власти ОАО «Россети» (утв. Советом директоров ОАО «Россети», протокол от 18.06.2014 № 158, Советом директоров ПАО «ФСК ЕЭС», протокол от 15.08.2014 № 224).